В начале нулевых через «Спартак» прошла целая пачка иностранных футболистов сомнительного уровня и фриковатого поведения. Получалось так из-за того, что в команду брали едва ли не всех подряд. Например, в 2003-м на зимних сборах красно-белые просматривали сразу 14 легионеров, которые представляли 10 разных стран. Нормальная ситуация? Впрочем, она вряд ли впечатлит вас сильнее, чем общий список футболистов, в услугах которых с разной степенью увлеченности были заинтересованы в клубе. По некоторым данным, их счет доходил до пары сотен.
Последствиями такой трансферной политики в 2003-м стало 10-е место в чемпионате России и уход из клуба легендарного Олега Романцева. Пусть «Спартак» и сумел зацепить Кубок России, вряд ли можно считать, что этот локальный успех сгладил впечатления от общего кризиса.
«Однажды к нам на просмотр приехали три темненьких футболиста — без бутс, без экипировки — словно бедные студенты. Хаджи купил им бутсы, но один напутал с размером и натер кровавые мозоли. Я посмотрел на них недельку и сказал: «Все, хватит, отправляйте их обратно. Это ребята посторонние». Когда они уехали, мы обнаружили, что за это время они по телефону наговорили на тысячу долларов. Вот такие были клиенты», — вспоминал те времена Романцев.
Поражал, собирая странных персонажей, «Спартак» не только в том году. Например, в 2001-м в клуб заехали Жерар Мукунку, Эссиен Фло и легендарный Ибра Кебе.
«Мог на тренировку выйти в разных гетрах — одном белом, другом красном, — вспоминал о последнем Дмитрий Ананко. — Или прийти в столовую в национальном костюме. Часто брал еду к себе в комнату, а нянечки потом рассказывали, что он все кости под кровать кидал. Когда начали привозить всех этих товарищей, стало понятно, что «Спартак» свернул не туда».
В итоге из-за странного поведения некоторых легионеров поражался и владелец клуба Андрей Червиченко, в конечном счете ответственный за набор таких футболистов. Например, так он рассказывал про Кебе в интервью журналисту Глебу Чернявскому:
«Кебе делал предложение моей ассистентке Наталье, когда играл в «Спартаке». Она, кстати, до сих пор у меня работает, а на французском говорит как на русском. Поэтому Кебе был закреплен за ней на случай всяких жизненных невзгод. Наталья с ним общалась, помогала по жизни. Однажды Кебе пришел с огромным платьем — размером на меня. Я его спрашиваю: «Что это?» Он отвечает: «Жениться пришел!» Я ему: «А почему платье размеров на пять больше?»
Наталья мне объяснила, что у них женщины должны быть большие, а он этим показывает, что у него есть деньги, что он в состоянии ее до таких размеров откормить».
Но самую дикую историю Червиченко рассказал после упоминания вратаря Абдельила Баги, который провел за «Спартак» всего шесть матчей.
«Не помню точно, с ним была история или нет, но они устраивали какие-то оргии, а хозяйка квартиры жаловалась. Мы так и не поняли, что там были за оргии и присутствовали ли в них дамы, но какие-то там просто страшные вопли раздавались.
В итоге нам пришлось его переселять. Короче, точно какие-то сексуальные приключения были».
После смены владельца московского клуба (в 2004-м новым боссом стал Леонид Федун) в «Спартаке» все еще случались удивительные трансферы, но прежнего размаха сумасшествия в «Спартаке» уже не было. Хотя кто-то может считать иначе — например, касательно трансферов Фернандо Кавенаги или Педро Роши.
Вдвиже — наш канал в Ютубе с крутыми околофутбольными видео