Легендарный тренер Виктор Маслов обладал в СССР невероятным авторитетом. За свою карьеру он добился столько выдающихся результатов с «Торпедо», киевским «Динамо» и «Араратом» и воспитал так много великих футболистов, что современники по праву считали его глыбой и практически недостижимой величиной в тренерском деле.
Из-за такого статуса еще при жизни Маслов, как и подобает легенде, оброс донельзя преувеличенными героическими чертами. Футболисты и коллеги считали его невероятно сильной и стойкой личностью без слабых сторон, которая просто не способна на сантименты и яркие эмоции: «Раньше я бы никогда не поверил, что такая глыба, как Маслов, может от обиды расплакаться», — признавался его помощник Михаил Коман.
Впрочем, на самом деле ничто человеческое великому тренеру не было чуждо. Он не стеснялся своих эмоций и порой даже не прятал их от футболистов. При игроках Маслов плакал, как минимум, дважды:
- Когда его увольняли из киевского «Динамо» — об этом мы уже рассказывали.
- Когда его предали собственные футболисты. Об этом случае сейчас вспомним чуть подробнее.
***
Ни для кого не секрет, что в советском футболе договорных матчей было намного больше, чем сейчас: тогда информация распространялась не так быстро, а скандалы можно было замолчать, поэтому для грязных махинаций создавалась идеальная питательная среда.
К сожалению, в начале второй половины прошлого века в болото «договорняков» угодили многие большие советские клубы. В том числе, и киевское «Динамо» Маслова.
В 1966 году киевляне за несколько туров до конца гарантировали себе чемпионство и стали лакомым куском для любителей «договориться». Недолго думая, ситуацией воспользовались футболисты «Нефтяника». Тогда они ожесточенно боролись за второе место с ростовским СКА и накануне встречи с «Динамо» предложили купить победу.
«Баку и Ростов бились за серебро. У «Нефтяника» матч в Киеве. Вечером приезжают ко мне на базу ребята, с которыми в юношеской сборной играл, — Банишевский, Маркаров, Брухтий. Мнутся. Понятно, игра им нужна. Ответил: «С командой будем совещаться. Деду [Виктору Маслову] говорить не стану», — вспоминал полузащитник «Динамо» Киев Виктор Серебряников.
Виктор Серебряников.
Серебряников признавался, что отказался сообщать о договоре главному тренеру, потому что тот точно бы не согласился. Так что в сговоре участвовали только футболисты основы.
«Маслов прежде тренировал Ростов, ясно, что в этой гонке был за них. Протянули мне куль — даже не представлю, сколько там было. Собрали 11 футболистов основы. Если отдаем игру, сейчас же дербаним деньги. Нет — возвращаем. Все голосуют «за». И неожиданно подает голос Бышовец.
Говорит: «Братцы, вдруг Щербицкий (Председатель Совета министров Украинской ССР) узнает?» Отвечаю: «Кто узнает, если ты не скажешь? А не хочешь — ладно, деньги верну». Я направился с кулем к выходу. Так Бышовец за мной побежал, схватил за майку. Чуть не порвал: «Я пошутил! Давай сюда!» Все вместе поехали в гостиницу «Москва», где «Нефтяник» жил. Договорились, что обыграют нас в один мяч», — рассказывал Серебряников.
По воспоминаниям полузащитника, в мешке, который получили динамовцы, лежали сумасшедшие по тем временам деньги — 80 тысяч рублей. Впрочем, как утверждал одноклубник Серебряникова Виталий Хмельницкий на предложение «Нефтяника» команда согласилась вовсе не из-за денег.
«Мы почему на это пошли? Вся Москва оставалась без медалей! Впервые! Поверьте мне, деньги тогда вообще ничего не решали…» — говорил Хмельницкий.
Как бы то ни было, условия договора динамовцы соблюли и «добросовестно» сдали матч «Нефтянику». Правда, без приключений все равно не обошлось.
«Мы договорились проиграть 1:0, но что же вы думаете? Бышовец в первом тайме забивает. В бомбардиры рвался. В перерыве я как начал ему пихать, а Дед не понял: «Витя, ты че это на него? Он же забил!» — «Да пас не отдает вовремя, — я проворчал, — хапуга!» Второй тайм начался… «Женя, пропускай!» — Рудакову, вратарю нашему, говорю, а Женя ловит, и те все время мимо бьют! Но нам все-таки и так забили два. И мы все-таки проиграли», — рассказывал Серебряников.
Анатолий Бышовец забивает «Нефтянику».
Разумеется, не заметить такой произвол на поле опытнейший Маслов не мог. Еще в первом тайме, когда динамовцы слишком просто пропустили два мяча от Маркарова и Банишевского, он заподозрил неладное. Но, когда, после перерыва ему стало ясно, что побеждать команда не намерена, он психанул и уехал со стадиона — еще до финального свистка.
«Дед увидел, что сдача уже полная идет, встал и ушел — в машину сел, вообще со стадиона уехал, ни слова не говоря. Расплакался. Предали мы его», — говорил Серебряников.
Виктор Маслов.
Несмотря на это, конец истории с договорняком выдался ироничным и даже комичным.
Как ни странно, деньги до Маслова все-таки дошли:
«Его доля у меня была. Как быть? Звоню: «Виктор Александрович…» — «Сволочь проклятая!» — «Можно приехать?» Все ему рассказал. И про договор, и про Бышовца. Отдал кулек — оставалось в нем тысячи полторы одними стольниками. Он увидел, какие деньги на кону, в шоке был: «Меня посадят!» — говорил Серебряников.
А «Нефтяник», купив победу за огромные деньги, все равно не смог добиться желаемого результата. Клуб из Баку отстал от ростовского СКА на два очка и был вынужден довольствоваться бронзой.
Вдвиже — наш канал в Ютубе с крутыми околофутбольными видео